Ассоциация "Северная археология"
По вопросам обращайтесь: 
Константин Карачаров 
 
Новое на сайте 
О нас 
Наши партнеры 
Инструкции и пособия 
Публикации 
Искусство Севера
эпохи железа
 
Наши проекты 
Архивы 
Наши экспедиции 
Форум 

Национальный  фонд «Возрождение Русской Усадьбы»
Rambler's Top100


<< Назад

Работы на Демьянском городке (городище Малый Ярок) в Уватском районе Тюменской области

Лариса Носкова
Ассоциация "Северная археология"

     После завершения полевых работ в Нижневартовском районе по дороге домой (в Екатеринбург) мы небольшой группой на пару дней остановились на городище Малый Ярок в Уватском районе. Остановка эта не была случайной. Давно хотелось проверить, соотносится ли городище Малый Ярок, обследованное А. В. Растороповым в 1982 году, с летописным Демьянским городком, о котором Г. Ф. Миллер писал в своей "Истории Сибири"…

     Памятник расположен на большом останце в правобережной пойме р. Иртыш (левый приток р. Обь). По краям останец нарушен карьером, с северной стороны он размывается рекой Иртыш.

     На широком песчаном пляже у подножия останца было обнаружено большое количество артефактов - металлические изделия (монеты, нательные кресты, кованые гвозди, фрагменты железных ножей, корабельная скоба и скоба от пищали, медные пластины, фрагмент бронзовой пряжки и др.), многочисленные фрагменты керамических сосудов, изделия из камня (топор из темно-серого диорита, фрагмент шлифованного орудия и один пищальный кремень), фрагменты стеклянных штофов. При сборе находок велась их индивидуальная фиксация. Практически все материалы памятника хронологически укладываются в рамки XVI-XX вв., за исключением некоторых изделий из камня, имеющих очень архаичный облик и датирующихся, возможно, эпохой камня.

     Судя по тому, что говорится о Демьянском городке в летописях, прежде всего о его местоположении, он соотносится именно с городищем Малый Ярок. Это подтверждают и находки XVI-XVII вв., обнаруженные нами при осмотре этого памятника.



     Выдержки из Г. Ф. Миллера:

     "§ 15. Демьян или Нимнян собрал до 2000 человек остяков и вогулов, которые вероятно, пришли с реки Конды. Он ожидал казаков с тем большей смелостью, что для обороны имел на горе большой и крепкий городок. Казакам было весьма трудно овладеть этим местом. В течение трех дней они упорно старались взять городок, но ничего не достигли. Так как они захватили с собой из Туртасской волости недостаточное количество продовольствия, в надежде найти его здесь в изобилии, то скоро начался у них голод, и они стали уже думать о возвращении назад, когда Брязга случайно узнал от татар, которые служили у него в обозе подводчиками, о причине упорства остяков. Среди татар был один чуваш, которого хан Кучум когда-то вывез из Казани; он часто бывал прежде среди остяков; по его словам, у них имеется идол, про которого остяки рассказывают, что он привезен к ним из России, где его почитали под именем Христа. Этот идол вылит из золота и сидит в чаше, в которую остяки наливают воду, и после того как они выпьют этой воды, они твердо верят, что с ними не может случиться никакого несчастья. Вероятно, это и является причиной их упорства. Он прибавил, что если ему разрешат, он отправится к остякам и попытается украсть идола; во всяком случае, он надеется проведать намерения остяков для того, чтобы казаки могли принять свои меры.

     § 16. Это предложение было принято, и вечером того же дня чуваш был отпущен в городок к остякам под видом перебежчика. На следующее утро он опять был в казацком лагере и принес следующее сообщение. Остяки находятся в большом страхе, они поставили идола на стол, а вокруг него жгут в особых чашах сало и серу. Сами же в великом множестве стоят и сидят перед столом и возносят идолу непрестанные молитвы, что и помешало чувашу украсть его. При этом они гадают - сдаваться ли им казакам, или продолжать сопротивление, и уже пришли к тому заключению, что лучше сдаться. После этого казаки с новой силою начали наступление, которое едва только началось, как большинство остяков и вогулов бежали из городка и рассеялись по своим юртам, оставшиеся прекратили сопротивление, и казаки могли без особых усилий овладеть этим местом".


     

Миллер, 1937, с. 242-243.



     "По рассказу летописи, кроме князца Демьяна с остяками в городке находился другой знатный князец, по имени Роман, который при сдаче бежал вверх по реке Конде. Это дает возможность определить местонахождение городка. В устье реки Демьянки, где теперь находится село Демьянский ям, не видать никаких следов старого остяцкого укрепления. По имени же Романа названа остяцкая деревня, находящаяся в 30 верстах ниже Демьянки. Так как против этой деревни на восточной стороне реки Иртыша на горе можно видеть остатки какого-то старого остяцкого укрепления, то я думаю, что это и есть старый Демьянский городок. Остяки называют теперь это место Чукас. Среди окружающей низменности это отдельно стоящая гора, которая не имеет никакого соединения с остальным высоким восточным берегом Иртыша, где горы значительно отошли от реки. Можно было бы думать, что эта гора - произведение человеческих рук, но ее чрезвычайная величина дает повод сомневаться в последнем: у подножия она имеет в окружности около двух верст, а в высоту около 30 и более саженей".

     

Миллер, 1937, с. 243.



     




Общий вид Демьянского городка (Малый Ярок) с юга
Рис. 1


Сохранившаяся часть площадки Демьянского городка (Малый Ярок)
Рис. 2


Вид с востока на осыпь останца
Рис. 3


Сбор подъёмного материала на пляже у Демьянского городка
Рис. 4


Фрагмент керамического сосуда XIX-XX вв.
Рис. 4


Сибирская монета. Такие монеты чеканилась на Колывановском монетном дворе с 1768 по 1781 гг.
Рис. 6


Монеты достоинством 2 копейки 1822 г. и 1766 г.
Рис. 7


Монеты достоинством 2 копейки 1822 г. и 1766 г.
Рис. 8


Нательные кресты
Рис. 9


Каменный топор
Рис. 10




<< Назад